О нарушениях налогового законодательства в сфере перевозок пассажиров автомобилями – такси
В
настоящее время на контроле у налоговых органов находится деятельность в сфере
перевозок пассажиров автомобилями - такси, в частности с использованием
приложения Uber/Yandex.
В ходе
проводимых мероприятий устанавливаются нарушения порядка приема средств
платежа, отсутствие кассового оборудования, платежных терминалов, сокрытие
выручки, выплата заработной платы в «конвертах», осуществление деятельности без
государственной регистрации.
Порядок использования
кассового и иного оборудования, а также прием наличных денежных средств
регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь и
Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об
использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (далее
- Постановление) и утвержденным этим постановлением Положение об использовании
кассового и иного оборудования при приеме средств платежа (далее - Положение №
924/16).
Случаи приема
наличных денежных средств без применения кассового оборудования, платежных
терминалов установлены пунктом 35 Положения № 924/16.
При этом оказание
услуг в сфере перевозок пассажиров в пункте 35 Положения № 924/16 не
поименовано. При осуществлении деятельности в данной сфере субъектам
хозяйствования необходимо использовать кассовый суммирующий аппарат, в том
числе совмещенный с таксометром, модель (модификация) которого включена в Государственный
реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных
компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь (далее -
Государственный реестр), в соответствии со сферой применения, указанной в
Государственном реестре, при условии установки на них средств контроля. А также
установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие, в том числе
прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем
Visa и MasterCard, внутренней платежной системы «БЕЛКАРТ», эмиссию которых
осуществляют банки Республики Беларусь (п.п. 2.8 п. 2 Постановления).
Количество
используемых платежных терминалов должно соответствовать количеству единиц
кассового оборудования (КСА).
Таким образом, до
начала осуществления деятельности в сфере перевозок пассажиров
автомобилями-такси субъект хозяйствования должен приобрести кассовое
оборудование, установить средство контроля налоговых органов и платежный
терминал.
Кассовое оборудование
- кассовый суммирующий аппарат, в том числе совмещенный с таксометром.
Согласно пункту 6
Положения о требованиях к программной кассовой системе, программной кассе,
оператору программной кассовой системы и о работе комиссии по оценке на
соответствие предъявляемым требованиям, утвержденного постановлением
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.03.2018 №10, в сфере
перевозок пассажиров программные кассы использовать нельзя.
Ответственность
за нарушение порядка использования кассового оборудования и (или) платежных
терминалов при оказании услуг, а равно отсутствие таких оборудования и (или)
терминалов при оказании услуг влекут наложение штрафа в размере:
до
пятидесяти базовых величин;
на
индивидуального предпринимателя - до ста базовых величин;
на юридическое
лицо - до двухсот базовых величин (статья 13.15 Кодекса Республики Беларусь об
административных правонарушениях).
Водитель
автомобиля-такси обязан по окончании автомобильной перевозки выдать пассажиру
платежный документ, подтверждающий оплату услуги, и произвести с ним расчет.
При приеме денежных
средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством
банковских платежных карточек водитель автомобиля-такси суммы принятых денежных
средств проводит с использованием платежного терминала и выдает пассажиру
платежный документ, подтверждающий оплату услуги.
Прием средств платежа
при оказании услуг без применения кассового оборудования влечет наложение
штрафа в размере:
до тридцати базовых
величин;
на индивидуального
предпринимателя - до пятидесяти базовых величин;
на юридическое лицо -
до ста базовых величин (статья 13.14 Кодекса Республики Беларусь об
административных правонарушениях).
Инспекция
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Солигорскому району
(далее – инспекция) на постоянной основе проводит
контрольные мероприятия с целью профилактики и минимизации нарушений субъектами предпринимательской деятельности и
физическими лицами в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров
автомобилями-такси.
За первую половину
2022 года инспекцией установлено 17 фактов нарушений порядка приема средств
платежа и порядка использования кассового оборудования. Постановлением
инспекции нарушители привлечены к административной ответственности на общую
сумму 4302 рубля. Также выявлено 7 физических лиц, которые осуществляли
перевозку пассажиров без государственной регистрации в качестве индивидуальных
предпринимателей, транспортные средства которых были арестованы инспекцией. Экономическим
судом Минской области указанные граждане привлечены к административной
ответственности на общую сумму 928 рублей, сумма конфискованного дохода
составила 200 рублей.
В сфере
пассажирских перевозок устанавливаются факты использования наемного труда без
официального трудоустройства и уплаты подоходного налога в бюджет. В связи с
чем, физическим лицам, следует обратить внимание что, получая заработную плату
«в конвертах», работая без оформления договора и уплаты подоходного налога,
наниматель лишает Вас прав и социальных гарантий. В результате нарушители несут
большие финансовые потери в виде предъявленных к уплате налогов, пеней за
несвоевременную их уплату, административной, а в некоторых случаях уголовной
ответственности.
Отказавшись работать на нанимателя нелегально, а также от
получения заработной платы «в конвертах», гражданин получает социальную
защищенность, пенсию на заслуженном отдыхе и способствует пополнению доходной
части бюджета, а субъекту хозяйствования не грозит привлечение к
ответственности».