1
Главная / Районные службы / Инспекция Министерства по налогам и сборам / Инспекция МНС по Солигорскому району информирует

Осторожно: лжепредпринимательские структуры.

05.11.2012

Лжепредпринимательские структуры, основной функцией которых является документальное оформление (легализация) мнимых, притворных сделок, создаются с целью получения незаконных доходов и их легализации.
Данные цели преследуют те лица, которые при регистрации субъектов предпринимательской деятельности используют подставных лиц (часто студентов, пожилых людей, малоимущих, злоупотребляющих алкогольными напитками, иностранных граждан).          С использованием номинальных руководителей за минимальное вознаграждение от имени таких лжепредпринимательских структур оформляются мнимые, притворные и иные недействительные сделки. Организаторы незаконных схем, официально непричастные к деятельности субъекта хозяйствования, получают неофициальные доходы без уплаты налогов.
Услугами лжепредпринимательских структур пользуются недобросовестные руководители предприятий и их подразделений. Конечные цели - легализация имущества, занижение налоговой базы, уклонение от уплаты налогов и сборов, незаконное обогащение.
Результаты работы контролирующих органов свидетельствуют, что лжепредпринимательство имеет место в различных сферах экономики, но чаще всего встречается в оптовой торговле, при выполнении строительных работ.
На сегодняшний день используется схема легализации и ухода от налогообложения, когда при осуществлении мнимой сделки по оптовой торговле товаром, произведенным в теневом секторе экономики, либо завезенным контрабандным путем, либо похищенным, лжепредпринимательские структуры уплачивают налоги только с минимальной торговой наценки, которая составляет не более одного процента от оборота. Вместе с тем по расчетному счету таких компаний проходят миллиарды рублей за относительно короткие периоды времени. К началу проверки и на момент выявления фиктивности сделок денежных средств и имущества для погашения сумм сокрытых налогов у лжепредпринимательских структур нет. Приведенная схема также усложняется введением еще одного или нескольких звеньев – «фирм-посредников», основным назначением которых является задача быть дополнительным связующим звеном в механизме легализации товара. Создаются целые преступные группировки.
В ходе проверок встречаются случаи, когда строительные работы, в том числе на объектах, финансируемых из государственного бюджета, осуществляют лжепредпринимательские структуры, не имеющие ни лицензий, ни штатных работников и соответственно не уплачивающие ни рубля налогов в бюджет. Наибольшую опасность представляет то, что в ряде случаев таким лжеподрядчикам государственные организации (учреждения) перечисляют бюджетные деньги. Проводимые тендеры на строительство выиграть лжепредпринимательским структурам помогает тот факт, что ими в стоимость работ не включаются налоги, которые заранее не будут исчисляться и уплачиваться, в результате чего предлагаются наиболее выгодные условия, чем у законопослушных строительных организаций.
Помимо нанесения прямого ущерба в виде сумм недопоступивших в государственный бюджет налогов, деятельность лжепредпринимательских структур нередко приводит к административной, а то и к уголовной ответственности должностных лиц сотрудничавших с такими структурами субъектов предпринимательской деятельности, что в свою очередь влечет потерю деловой репутации.
В целях предотвращения нарушений действующего законодательства добросовестные налогоплательщики на стадии принятия решения о совершении сделки могут получить сведения о репутации контрагента, а именно:
- у контрагента потребовать предъявление свидетельства о государственной регистрации, лицензии (разрешения) на право осуществления деятельности (при ее необходимости);
- сведения о покупателе бланка первичного учетного документа (контрольного знака), дате реализации бланка и признании его недействительным. Данная информация являются общедоступной и с ней можно ознакомиться на сайте Национального банка Республики Беларусь www.bisc.by/uslugi/asbdb.html.
Кроме того, Президентом Республики Беларусь 23.10.2012 подписан Указ № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее - Указ), который вступает в силу с 1 января 2013 года.
Указ предусматривает создание и ведение Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указа создаваемый реестр будет размещен в открытом доступе на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет.
Таким образом, с 2013 года добросовестные налогоплательщики на стадии принятия решения о совершении сделки могут получить сведения о репутации контрагента на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в сети Интернет.
В заключение необходимо отметить, чтобы избежать таких ситуаций и связанных с ними осложнений, необходимо строго соблюдать законодательство Республики Беларусь при заключении и исполнении договоров, а также работать с надежными и проверенными, положительно зарекомендовавшими себя в течение длительного времени субъектами предпринимательской деятельности.

Все новости