1
Главная / Районные службы / Прокуратура / Информационный материал

НАПРАВЛЕНИЕ ГРАЖДАН В ЛЕЧЕБНО-ТРУДОВЫЕ ПРОФИЛАКТОРИИ

07.04.2021

Отношения, связанные с установлением оснований для направления граждан в лечебно-трудовые профилактории (далее – ЛТП) для их принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду, а также основания для прекращения нахождения, продления и сокращения срока нахождения граждан в ЛТП регулируются, в частности, Законом Республики Беларусь от 04.01.2010 № 104-З «О порядке и условиях направления граждан в ЛТП и условиях нахождения в них» (в ред. Закона Республики Беларусь от 10.12.2020 № 70-З) (далее – Закон № 104) и Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее – ГПК Республики Беларусь).

В соответствии с указанным законом ЛТП является организация, входящая в систему органов внутренних дел, создаваемая для принудительной изоляции и медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду следующих категорий граждан:

больных хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией (далее – граждане, больные хроническим алкоголизмом), к которым относятся граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, которым по результатам медицинского освидетельствования установлены соответственно диагнозы хронический алкоголизм, наркомания или токсикомания;

обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее – граждане, обязанные возмещать расходы на детей);

 трудоспособных неработающих граждан, ведущих асоциальный образ жизни (далее – трудоспособные неработающие граждане), к которым относятся трудоспособные неработающие граждане, в отношении которых установлен превентивный надзор, либо осуществляется профилактическое наблюдение (за исключением осужденных с применением ст.ст. 77 - 79 и 117 Уголовного кодекса Республики Беларусь, а также условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания), либо в соответствии с абз. 3, 4 и 6 ч. 2 ст. 28  Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» осуществляется профилактический учет и которые 2 и более раза в течение года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств.

Последняя категория граждан введена Законом Республики Беларусь от 10.12.2020 № 70-З.

Принудительная изоляция представляет собой меру ограничительного характера, осуществляемую в отношении граждан, находящихся в ЛТП, в соответствии с Законом № 104, Правилами внутреннего распорядка ЛТП и другими актами законодательства и включает в себя прием граждан в ЛТП, а также надзор и контроль за ними; досмотр граждан и их личных вещей; пропускной режим в ЛТП и др.

Медико-социальная реадаптация – это мера ограничительного характера, осуществляемая в отношении граждан, находящихся в ЛТП, направленная на преодоление ими алкогольной, наркотической или токсической зависимости, формирование у них готовности к адаптации в обществе. В нее входят: оказание медицинской и психологической  помощи; обеспечение лекарственными средствами; профессиональная подготовка; труд; воспитательное воздействие и др.

В обязательном порядке граждане, находящиеся в ЛТП, с учетом их возраста, трудоспособности, состояния здоровья, специальности и квалификации трудоустраиваются как в ЛТП, на республиканских унитарных производственных предприятиях, подчиненных Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел, так и в иных организациях, расположенных по месту нахождения ЛТП.

Как указывалось выше, в ЛТП могут направляться следующие категории граждан при соблюдении порядка и условий их направления:

граждане, больные хроническим алкоголизмом, которые в течение года 3 и более раза привлекались к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, были предупреждены в соответствии с Законом № 104 о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств.

В данном случае первое медицинское освидетельствование проводится, когда гражданин в течение года три и более раза привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений в состоянии алкогольного опьянения в целях установления наличия либо отсутствия у него заболевания хроническим алкоголизмом.

В последующем медицинское освидетельствование проводится, когда гражданин был предупрежден о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения в целях подтверждения наличия либо отсутствия у него заболевания хроническим алкоголизмом и установления наличия либо отсутствия заболевания, препятствующего его нахождению в ЛТП.

граждане, обязанные возмещать расходы на детей, которые дважды в течение года нарушили трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, потребления наркотических средств, в связи с этим были предупреждены о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения нарушили трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, потребления наркотических средств и прошедшие медицинское освидетельствование для  установления наличия либо отсутствия заболевания, препятствующего его нахождению в ЛТП.

трудоспособные неработающие граждане, которые были предупреждены в соответствии с Законом № 104 о возможности направления в ЛТП и в течение года после данного предупреждения привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, в отношении которых постоянно действующей комиссией по координации работы по содействию занятости населения, приняты решения о необходимости направления в ЛТП и которым по результатам медицинского освидетельствования установлены наличие либо отсутствие заболевания хроническим алкоголизм и наличия либо отсутствия заболевания, препятствующего его нахождению в ЛТП.

При этом, необходимо отметить, что не подлежат направлению в ЛТП:

граждане до 18 лет;

граждане, достигшие общеустановленного пенсионного возраста;

беременные женщины;

женщины, воспитывающие детей в возрасте до 1 года;

инвалиды I и II группы;

граждане, у которых выявлены заболевания, препятствующие их нахождению в ЛТП (например, активный туберкулез легкий, сосудистая деменция, шизофрения).

В соответствии со ст. 361 ГПК Республики Беларусь дела о направлении гражданина в ЛТП (продлении или сокращении срока нахождения в ЛТП) рассматриваются судом в порядке особого производства.

Так, заявление о направлении граждан, больных хроническим алкоголизмом, граждан, обязанных возмещать расходы на детей, и трудоспособных неработающих граждан, в ЛТП с указанием оснований для направления их в ЛТП, предусмотренных законодательными актами, подается в суд органом внутренних дел по месту нахождения указанного органа с приложением документов, указанных в ст. 7 Закона № 104.

Заявление о направлении в ЛТП рассматривается в течение десяти дней со дня его поступления в суд с обязательным участием представителя органа внутренних дел и гражданина, заявление о направлении которого в ЛТП рассматривается судом. До внесения изменений в ГПК Республики Беларусь законом Республики Беларусь от 01.07.2014 № 175-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования гражданского судопроизводства» дела данной категории рассматривались с обязательным участием прокурора.

Если гражданин уклоняется от явки в суд он может быть подвергнут приводу.

Решение суда о направлении или об отказе в направлении в ЛТП в силу закона должно быть мотивированным с указанием срока нахождения гражданина в ЛТП (12 месяцев, а в случае направления 3 и более раз – 24 месяца). Установленный решением суда срок нахождения гражданина в ЛТП исчисляется в месяцах со дня приема его в ЛТП.

Доставку граждан в ЛТП осуществляют территориальные органы внутренних дел.

Закон № 104 и ГПК Республики Беларусь также предусматривают возможность продления до 6 месяцев или сокращения до 6 месяцев срока нахождения в ЛТП путем подачи соответствующего заявления начальником ЛТП в суд по месту нахождения профилактория с указанием оснований для продления или сокращения срока нахождения в ЛТП с приложением документов, указанных в ст. ст.  55, 561 Закона № 104, и которое рассматривается  в течение трех дней со дня их поступления в суд с обязательным участием представителя ЛТП.

Решение суда о продлении (с указанием срока продления нахождения в ЛТП) или сокращении срока нахождения в ЛТП  также должно быть мотивированным.

Основаниями для продления срока нахождения гражданина в ЛТП  являются, например, отсутствие его без уважительных причин в ЛТП свыше одних суток; несвоевременное возвращение его из социального отпуска по неуважительным причинам.

Срок нахождения гражданина в ЛТП может быть сокращен на основании заключения администрации ЛТП о возможности сокращения срока нахождения в ЛТП, которое должно содержать сведения об оказании гражданину медицинской и психологической помощи, о прохождении им профессиональной подготовки, его отношении к труду, об адекватном восприятии воспитательного воздействия и иные сведения, свидетельствующие о возможности сокращения срока нахождения в ЛТП.

Однако срок нахождения в ЛТП может быть сокращен, например, после фактического нахождения гражданина в ЛТП не менее ¾ назначенного решением суда срока нахождения – в отношении граждан, направленных в ЛТП во второй раз.

Законом № 104 также предусмотрены основания для прекращения нахождения гражданина в ЛТП. В частности это:

истечение установленного решением суда срока нахождения в ЛТП (прекращается в последний день установленного судом срока нахождения в ЛТП);

вступление в законную силу решения суда об отмене решения суда о направлении в ЛТП (прекращается в день вступления в законную силу решения суда об отмене решения суда о направлении в ЛТП);

вступление в законную силу приговора суда об осуждении гражданина, находящегося в ЛТП, к наказанию в виде ареста, лишения свободы, пожизненного заключения, смертной казни, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа (прекращается в день вступления в законную силу приговора суда об осуждении гражданина, находящегося в ЛТП, к соответствующему виду наказания);

достижение общеустановленного пенсионного возраста (решение о прекращении принимает начальник ЛТП на основании документа, подтверждающего достижение общеустановленного пенсионного возраста);

установление беременности у женщин (решение о прекращении принимает начальник ЛТП на основании медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей наличие беременности у женщины);

установление инвалидности I или II группы (решение о прекращении принимает начальник ЛТП на основании заключения медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении указанной группы инвалидности);

выявление заболевания, препятствующего нахождению в ЛТП (решение о прекращении принимает начальник ЛТП на основании заключенияврачебно-консультационной комиссии ЛТП о выявлении заболевания, препятствующего нахождению в ЛТП).

 

Старший помощник прокурора

Солигорского района

юрист 1 класса                                                                       О.Н.Арешко


Все новости