1
Главная / Районные службы / Прокуратура / Информационный материал

СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

27.09.2019
В соответствии с п.1 ст.3 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 №300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон) граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений, а также к индивидуальным предпринимателям путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.
Юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели имеют право на обращение в организации путем подачи письменных (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений), электронных или устных обращений.
В силу п.1 ст.4 Закона граждане реализуют право на обращение лично либо через своих представителей. Личное участие граждан при подаче и рассмотрении обращений не лишает их права иметь представителей, равно как и участие представителей не лишает граждан права на личное участие при подаче и рассмотрении обращений.
Юридические лица реализуют право на обращение через свои органы или своих представителей.
Согласно ст.7 Закона заявители имеют право: подавать обращения, излагать доводы должностному лицу, проводящему личный прием; знакомиться с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений, если это не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в материалах не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну; представлять дополнительные документы и (или) сведения либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме, в случае, если истребование таких документов и (или) сведений не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в них не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну; отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу; получать ответы (уведомления) на обращения; обжаловать в установленном порядке ответы на обращения и решения об оставлении обращений без рассмотрения по существу; осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.
Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях установлена административная ответственность по ст.9.13 за отказ в приеме обращения гражданина или юридического лица, либо нарушение установленных сроков рассмотрения такого обращения, либо неинформирование заявителя о решении, принятом по результатам рассмотрения обращения, либо неправомерный отказ заявителю в ознакомлении с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращения, либо непринятие в пределах своей компетенции мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов заявителя.
Вместе с тем, практика прокурорских проверок, а также поступающие в прокуратуру Солигорского района обращения граждан и юридических лиц, свидетельствует о том, что государственными органами и организациями, зачастую, не всегда принимаются надлежащие меры по соблюдению требований названного законодательства, восстановлению прав и законных интересов заявителей.
Основными нарушениями требований законодательства об обращениях граждан и юридических лиц являются нарушение установленных сроков рассмотрения обращений, в т.ч. внесенных в книгу замечаний и предложений, неинформирование заявителей о решении, принятом по результатам рассмотрения обращений, непринятие в пределах своей компетенции мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов заявителей.
В истекшем периоде 2019 года прокуратурой Солигорского района проведено 5 проверок соблюдения требований законодательства об обращениях граждан, внесено 4 представлений, 3 предписания об устранении выявленных нарушений, 10 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения требований законодательства об обращениях граждан, 1 лицо – к административной ответственности по ст.9.13 КоАП Республики Беларусь.  
Особое внимание в вопросе соблюдения требований законодательства об обращениях граждан и юридических лиц уделяется местным исполнительным и распорядительным органам.
Не принятие местными исполнительными и распорядительными органами в пределах компетенции надлежащих мер по обращениям граждан нередко является причиной обращения последних в органы прокуратуры. 
Соблюдение законодательства об обращениях граждан является одним из приоритетных направлений надзорной деятельности органов прокуратуры.
При установлении фактов нарушений названного законодательства принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования.

Заместитель прокурора 
Солигорского района

юрист 1 класса                                                                                В.С.Татур
Все новости