Тема государственного арендного жилья появилась в Беларуси после выхода в 2011 году Указа Президента «О некоторых вопросах использования государственного жилищного фонда», который появился потому, что в нашем обществе активно обсуждались самые различные варианты решения актуальной для наших граждан жилищной проблемы. Поэтому, появление названного указа было не случайным, государство выступило с собственной инициативой, откликнувшись на потребности своих граждан, стремясь, как это было всегда, оказать белорусам поддержку в решении одной из самых актуальных проблем.
Затем весной 2013 года в Минске выпустили «первую ласточку»: началось строительство жилого комплекса для научной и творческой интеллигенции «Магистр», что стало началом массового строительства в нашей стране арендного жилья. Было установлено, что арендное жилье – это жилое помещение в государственном жилищном фонде, которое подлежит сдаче гражданам на правах аренды по договору найма. Строительство государственного арендного жилья стало не разовой акцией, а перспективным проектом национального масштаба, достойной альтернативой частному рынку аренды жилья, цены на котором в разы выше, чем в государственном сегменте этого рынка.
Поэтому, можно смело констатировать, что белорусское государство в очередной раз подчеркнуло свой статус социального, закрепленного в Конституции. Государство, предоставляя арендное жилье, не только решает насущную потребность людей, но делает это дешево, поскольку плата за государственное арендное жилье намного ниже цен, сложившихся на рынке коммерческой аренды.
На протяжении последних семи-восьми лет государство наращивало объемы строительства арендного жилья. Например, как показывает статистика Министерства архитектуры и строительства, в 2020 году было возведено почти в 3 раза больше арендного жилья, чем в 2019-м.
Государство заинтересовано в строительстве арендного жилья не только исходя из социального аспекта. Его наличие, без всякого сомнения, способствует привлечению молодых специалистов в малые и средние города Беларуси, а также позволяет более эффективно регулировать вопросы трудовой миграции и закреплять работников на конкретных предприятиях и в организациях. По этим причинам правительство и исполнительные органы власти на местах постоянно увеличивали долю строительства арендного жилья, привлекая для этого финансовые средства предприятий и организаций.
Президент нашего государства ранее подчеркивал: «Нам надо шире разворачивать строительство арендного жилья, и желательно, чтобы оно было в приоритете, особенно для врачей, учителей, работников сферы культуры. Это, конечно, прежде всего касается наших регионов, да и в Минске немало проблем по этим специалистам. Но очень важно, чтобы мы обратили внимание на регионы. Тогда и текучесть кадров уменьшится, и люди не будут за границу уезжать… То есть этому мы будем уделять самое серьезное внимание впредь».
Согласно Указу «О некоторых вопросах использования государственного жилищного фонда» от 2011 года, претендовать на получение арендного жилья мог, по сути, любой желающий, не имеющий собственного жилого помещения. Но арендных квартир остается меньше, чем нуждающихся в улучшении жилищных условий, поэтому, особенно в крупных городах образовываются очереди. Норма самого первого указа предусматривала первоочередное право на получение арендного жилья судьям и работникам прокуратуры, молодым специалистам, в том числе и тем, кто был подготовлен по целевому направлению, а также военнослужащим, ученым и профессорско-преподавательскому составу вузов, работникам культуры.
С целью дальнейшей реализации масштабного национального проекта 27 января Президентом был подписан Указ «Об особенностях предоставления и использования арендного жилья». До этого, с 1 января вступил в силу Указ Президента N344 «О субсидировании юридических лиц при возведении или приобретении жилых помещений». Этим документом предусматриваются дополнительные источники финансирования строительства и приобретения арендного жилья, а Указ, подписанный вчера, комплексно регулирует предоставление арендного жилья специалистам, наиболее востребованным в стране. Последний документ должен поспособствовать закреплению узких востребованных специалистов, поскольку наравне с достойной зарплатой и условиями труда наличие комфортабельного и недорогого жилья позволит специалисту развиваться в профессии и остаться на своем рабочем месте, а не искать более привлекательные для себя условия. Нет сомнений также, что востребованные в конкретном регионе кадры придут туда, где будет гарантировано получение жилья, что в конечном итоге станет импульсом для развития различных отраслей экономики и социальной сферы в регионах.
Согласно букве Указа «Об особенностях предоставления и использования арендного жилья», районные и городские исполнительные комитеты наделяются правом определять перечень специалистов, в которых остро нуждается их регион, принимая решение о предоставлении им арендного жилья на основании ходатайств работодателей из числа государственных предприятий и организаций.
Дальнейшее увеличение объемов строительства арендного жилья снизит отток высококвалифицированных специалистов, повышая при этом их мотивацию на более эффективную работу.
Указ является ярчайшим свидетельством того, что в нашем государстве продолжается работа направленная на повышение доступности жилья для граждан.